Польский след в Северной столице

Compressed file

Продолжаем рассказывать российско-польскую историю, запечатлённую в архитектуре и улицах, на этот раз Санкт-Петербурга

Также, как и в Москве, в Северной Столице есть весьма значительный «польский» архитектурный след. В Санкт-Петербурге до сих пор сохранились дома, построенные Лялевичем, Крыжановским, Барановским, Галензовским, Желязевичем и др.

Одно из значимых наследий оставил Мариан Марианович Перетяткович. Взгляды петербуржцев до сих пор притягивает здание Дома страхового общества «Саламандра» на Гороховой, 4. Главный подъезд украшен барельефом с изображением символа страхового общества – ящерицы, не сгорающей в огне. На фасаде размещены медальоны с барельефами танцовщиц.

Compressed file
Дом страхового общества «Саламандра», ул. Гороховая, 4
Фото: peterburg-center.ru

2-й дом городских учреждений, в котором сейчас располагается Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, Перетяткович строил в 1912-1913 годах в соавторстве с еще одним архитектором-поляком Марианом Лялевичем. После постройки на первом этаже располагались магазины, на верхних этажах – торговая палата, камера мирового судьи, аукционный зал, зал для заседаний. До сих пор вызывают споры, почему авторы поместили на здании аттики с букраниями – останками бычьих голов после огненного жертвоприношения.

Compressed file
Петербургский государственный университет информационных технологий
Фото: saintpetersburgcb.com

Одно из строений Перетятковича имело несчастливую судьбу. В память о моряках, погибших в Русско-японскую войну, польский архитектор построил храм-памятник «Спас на водах» в месте впадения в Неву Ново-Адмиралтейского канала.

Современники сравнивали творение архитектора по своей красоте с Покровом на Нерли. В стены церкви внутри были вделаны бронзовые доски с именами павших — 12 000 имен от адмирала Макарова до последнего кочегара. Но шедевр пал от рук борцов с «опиумом для народа» и в 1932 году храм был взорван, а бронзовые доски, как поговаривают, утоплены в Неве.

На его месте был построен один из корпусов Адмиралтейского завода. В начале 2000-х на месте храма возвели часовню Св.Николая Чудотворца – покровителя моряков, а рядом располагается небольшой музей, в котором можно увидеть уцелевшие фрагменты мозаики из «Спаса на водах».

Как у Северной Венеции и Петербурга есть свой «дворец дожей», созданный по проекту того же Перетятковича. Это доходный дом и торговый банк Вавельберга (1910–1912) на Невском, 7–9. Определенное сходство в оформлении фасада, безусловно, просматривается.

Compressed file
Доходный дом и торговый банк Вавельберга, Невский проспект 7-9, 1910 г.
Фото: spbit.ru

Ворота в Европу для Северной Пальмиры

Санкт-Петербург, как и Москва, имел в свое время свою дорогу, связывающую тогда столицу Российской империи с Польшей, и Варшавский вокзал. Сегодня вокзала на набережной Обводного канала как такового нет, но сохранилось потрясающей красоты здание, построенное по проекту еще одного поляка Ксаверия Скаржинского. Теперь здесь располагается торговый центр «Варшавский экспресс», чье название отсылает к славному прошлому.

Варшавский вокзал был открыт 12 ноября 1853 года, как начальная станция Петербургско-Варшавской железной дороги. После многочисленных перестроек и достроек он стал третьим по счету в Санкт-Петербурге вокзалом и первоначально обслуживал участок железной дороги до Гатчины, где находилась императорская резиденция.

С декабря 1862 года поезда начали ходить до Варшавы. Со временем пассажирам открылись такие направления, как: Прага, Ницца, Баден-Баден. Варшавский вокзал считался «элитным», так как билеты на отправлявшиеся отсюда комфортабельные поезда могли себе позволить купить только весьма состоятельные граждане.

Compressed file
Варшавский вокзал
Фото: petersburg24.ru

Варшавский вокзал имеет богатую историю: именно с него уходил в Париж поезд «Норд – Экспресс», который воспел в своем романе «Память, живи» Владимир Набоков. Вокзал также помнит убийство на площади перед вокзалом министра внутренних дел Российской империи Вячеслава Плеве. Во время Первой мировой войны сюда приходили поезда с ранеными.

Здание вокзала серьезно пострадало во время Великой Отечественной войны, после чего его пришлось реставрировать.

В советское время с вокзала поезда ходили в Прибалтику, на западную Украину, а чуть позже его соединили с веткой соседнего Балтийского вокзала.

В постперестроечное время из-за снижения пассажиропотока с его платформы отправлялись только пригородные поезда, а затем, в начале 2000-х, и вовсе прекратилось движение. После этого в здании в течение 15 лет размещался Музей железнодорожной техники. После переезда музея все подъездные железнодорожные пути к бывшему Варшавскому вокзалу окончательно демонтировали в 2017 году.

 

Олеся СПОДА

ОБ АВТОРЕ: политолог-аналитик, сотрудник Россотрудничества.